17.10.2011
Куда дует ветер перемен
Как повлияло вступление в силу новых поправок в законодательство о частной охранной деятельности на вашу повседневную работу?
Для начала необходимо отметить, что основные изменения в действующем законе, регулирующем отношения в сфере частной охранной деятельности, произошли два года назад, когда были сформулированы основные положения. А вот Постановления Правительства, конкретизирующие нормы закона на настоящее время приняты еще не все.
Одно из последних, вступивших в силу (
№ 498 от 23 июня 2011г.), как раз утверждает Положение о лицензировании частной охранной деятельности. Насколько новы требования Положения для частных охранных организаций?
Скорее всего, как в компании
«ДУБРОВНИК», так и в большинстве крупных охранных организаций эти правила уже действительно стали частью повседневной работы. И обусловлено это тем, что рынок охранных услуг постоянно развивается и требует собственной инициативы его участников. А законодатель, как часто это бывает и в других отраслях, внесенными поправками только определил императивный статус, сделав обязательными правила, сложившиеся на практике.
Однако, все же большей части охранных организаций сейчас придется срочно перестроиться по новым «неудобным» для них правилам, провести ряд внутриорганизационных мероприятий, требующих определенных затрат, иначе они просто не смогут продавать свои охранные услуги, лишившись лицензии.
Все ли поправки вы считаете целесообразными или что-то требует более детальной проработки со стороны государства?
Любые законодательные новеллы всегда имеют и своих сторонников и своих критиков. Безусловно, с одной стороны все понимают, что нововведения призваны повысить как сам статус охранной отрасли, так и непосредственно качество предоставляемых на рынке охранных услуг. И с точки зрения профессиональной этики они должны быть восприняты как серьезный шаг в развитии.
Ранее охранные организации, как правило, создавались при крупных компаниях, что делало их напрямую зависимыми и лишенными собственных инициатив, что в свою очередь, естественно, влияло на самостоятельное развитие самой охранной организации, сужая и ограничивая сферу профессиональных интересов интересами собственников.
Закон четко закрепил самостоятельность и независимость охранных организаций, определив, что частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной; что охранная организация не может находиться в какой-либо зависимости от организаций, имеющих другие коммерческие цели, т.е. создать ее могут только те учредители, для которых охрана — основной вид деятельности, только собственными силами, без привлечения сторонних средств.
До последнего времени так же
не существовало и профессии «охранник». Теперь в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих предусмотрены — охранник 4, 5 и 6 разрядов, т.е. произошло не только определенное «признание» профессии, но и введена дифференциация прав и обязанностей специалистов охраны.
Так же можно говорить о появлении специализации не только у охранников, но и у самих охранных организаций. Если раньше согласно полученной лицензии на частную охранную деятельность, можно было оказывать любой из видов охранных услуг, прописанных в законе, то сейчас руководителям придется определиться — либо браться за весь объем услуг, а в этом случае возникает необходимость подтверждения соответствия определенным лицензионных требований каждой отдельно взятой охранной услуге, либо выбрать определенные виды и заниматься только ими.
В свой совокупности все это повлечет отсеивание недобросовестных участников охранного бизнеса, не имеющих реальной профессиональной и организационной основы, исключит неквалифицированные кадры, а значит повысит как уровень
охранных услуг на рынке в целом, так и репутацию частных охранных структур как таковых.
Новое законодательство предусматривает передачу оружия ЧОО в правоохранительные органы. Создает ли это дополнительные сложности для компании при выполнении задач по вооруженной охране?
Действительно одно из новшеств закона предусматривает особый порядок приобретения частными охранными организациями служебного оружия. Во—первых, его можно будет получать только во временное пользование в органах внутренних дел, а приобретать в собственность можно будет только гражданское оружие самообороны и служебное оружие, стреляющее патронами травматического действия.
Во—вторых,
не каждая охранная организация сможет оказывать услуги по вооруженной охране, а только имеющая уставный капитал не менее четверти миллиона рублей. Создает ли это дополнительные сложности? В настоящее время — да, так как еще не приняты подзаконные акты, прописывающие процедуры оборота оружия. Уже сейчас некоторые ЧОО отказались от оказания вооруженных охранных услуг, сдали оружие, не имея возможности обеспечить исполнение требований закона.
Как следствие снизилось общее количество предложений на рынке, в то время как спрос на вооруженную охрану продолжает расти. Арсенал охранного бизнеса вступлением в силу изменений был ограничен и в настоящее время только уменьшается, в связи с чем устойчиво увеличивается тенденция использования в охранной деятельности оружия травматического действия.
Но как тогда выполнять такому «вооруженному» охраннику свои задачи? Ведь чаще всего вооруженная охрана — это
охрана ценного имущества. Хотя бы вспомнить сколько было случаев вооруженных нападений на инкассаторские машины, в которых погибали сотрудники охраны. Но все эти моменты носят скорее временный, организационный характер. В будущем — сложностью может стать определение соразмерности платы за аренду оружия у органов внутренних дел. В этом случае охранным организациям придется включать ее в стоимость своих услуг, что в конечном счете отразится на клиентах.
В связи с необходимостью регулярного прохождения экзаменов на подтверждение либо получение права работать сотрудником охраны, проводит ли ваша организация подготовительные курсы или тренинги для успешного прохождения квалификационных испытаний? Если да, то в чем они заключаются?
Как я уже упоминал, теперь у охранников предусмотрены разряды, и охранник не только может, но и обязан пройти специальную теоретическую и практическую профессиональную подготовку. В свою очередь он сам решает, какой уровень подготовки наиболее подходящий и получает четвертый, пятый или шестой разряд, в зависимости от сложности выполняемых задач в будущем. Чем выше у охранника разряд, тем жестче условия по соответствию выбранной квалификации.
Поэтому в
«ДУБРОВНИК» существуют ежемесячные инструктажи для сотрудников, которые проводятся как на объектах (непосредственно во время работы), так и в специализированных классах. Кроме того, в обязательном порядке все сотрудники сдают плановые зачеты 2 раза в год (работающие без оружия) и 4 раза в год (работающие с оружием).
Да, мы сами заинтересованы в подготовленном, грамотном охраннике, готовом пройти любую проверку. Иначе охранник просто не будет допущен к работе, а это, в конечном счете, срыв договорных обязательств перед клиентами, что недопустимо.
Считаете ли вы, что изменения в законодательстве позволят качественно повысить уровень оказываемых на данном рынке услуг, отсеять недобросовестные компании, оставить в профессии лишь квалифицированных сотрудников? Почему?
Представляется, что да, я уже останавливался на этих аспектах ранее. Но реалии рыночных отношении таковы, что
при повышении качества уровня оказания охранных слуг повысится и их стоимость. Готовы ли клиенты платить за качество? Или как всегда сэкономят на вопросах безопасности. Ведь в любом случае охранные услуги необходимо рассматривать как комплекс мер, клиенты зачастую подходят односторонне, уделяя внимание только видимой стороне вопроса. И, к сожалению, как показывает практика, для клиента остается основным критерием стоимость, а не качество охраной услуги.
Если посмотреть на данный вопрос с точки зрения клиента: могут ли новые требования помочь в выборе того или иного ЧОП и защитить от непрофессионального подхода в решении задач по обеспечению безопасности его объекта? Каким образом?
Как правило, крупные ЧОО сами рекламируют себя и стремятся быть широко представленными в средствах массовой информации, Интернете и других информационных ресурсах. Компания«ДУБРОВНИК» так же имеет сайт (
www.dubrovnik.ru), сделанный с учетом требований, предусматривающих удобство получения информации клиентом.
А как быть с небольшими ЧОО, где получить о них информацию? Несомненно интерес в этом вопросе вызывает следующее нововведение — открытый Реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности. Утвержденные Правила ведения которого предусматривают порядок предоставления сведений из него.
Каждый потенциальный клиент может узнать довольно емкую информацию, позволяющую сделать правильный выбор ЧОО в качестве партнера, а именно полное наименование, место нахождения, ИНН, сведения об учредителях, сведения о выданной лицензии, каким лицензирующим органом она выдана, дату выдачи, ее номер и срок действия, виды охранных услуг, которые разрешено оказывать ЧОО, действует ли лицензия в настоящее время, приостановлена или аннулирована, когда и по какой причине.
Что бы вам, как профессионалам, хотелось добавить в уже существующие законы или того, что есть сегодня, вполне достаточно?
В настоящее время, самым главным видится доведение до ума всех тех механизмов, которые уже заложены в законе. Так, отсутствие некоторых подзаконных актов безусловно тормозит переход частного охранного сообщества на новые правила.
В тоже время всегда остается простор для законодательных инициатив, к примеру так и не нашел своего разрешения спорный вопрос о «телохранителях» — оказании услуги — вооруженной зашиты жизни и здоровья граждан. Но в любом случае в целом произошедшие нововведения — это определенная ступень вверх в развитии частного охранного бизнеса.
Материал подготовлен специалистом
по правовым вопросам «Дубровник»
Мироновым В.В.
Опубликовано: журнал «БДИ» (октябрь 2011 г.)